Каждый, кто хоть раз сталкивался с ремонтом автомобиля, знает, сколько инструментов и оборудования нужно для рихтовки даже самых маленьких царапин и ремонта мелочей. Если же машине не повезло, и необходим обширный ремонт кузова, невозможно обойтись без кузовного стапеля. Особенно важно наличие стапеля в автомастерских, которые специализируются на кузовном ремонте.
На сегодняшний день выпускается огромное количество стапелей для ремонта кузовов самых разных автомобилей. Стапель используется для эффективного исправления корпуса транспортного средства, когда оно получило значительные механические повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия или несчастного случая. Учитывая значительный рост количества ДТП, оборудование для восстановления геометрии кузова очень востребовано.
Стапель предназначен для рихтовки вмятин и деформаций кузова, приведения его в соответствие с нормами и стандартами производства. Другими словами, благодаря оснащенному самыми необходимыми захватами, цепями и измерительными приборами стапелю автомобиль из “гармошки” можно привести в нормальный вид.
Для начала автомобиль фиксируется на раме с помощью цепей. Принцип работы стапеля состоит в растягивании и сжимании участка кузова, что позволяет привести его в надлежащую форму. Грубо говоря, рихтовка на стапеле выглядит как моделирование ударов, призванных изменить деформированную деталь и восстановить геометрические пропорции.
Благодаря использованию такой техники выравнивания кузова первозданный вид могут обрести даже самые помятые автомобили. Мастера, которые профессионально и долго занимаются рихтовкой вмятин и масштабными восстановлениями корпуса, ценятся как никто другой.
Интересный факт: Бостон стал первым городом в мире, в котором открылась автомастерская. Произошло это в 1899 году.
Поскольку оборудование для выравнивания геометрии кузова предназначено для самых разных форм и массы автомобилей, существует несколько видов стапелей:
Напольный стапель выглядит как вмонтированные в пол стойки, анкера, рельсы и крепления. Для фиксации автомобиля используются цепи.
Поскольку оборудование напольного стапеля стоит дешевле остальных видов, автомастерские предпочитают именно его. К тому же есть положительные характеристики помимо цены:
Выбор падает на напольный стапель, когда нужно максимально сэкономить пространство в мастерской и деньги, а также когда кузовные работы не являются основной деятельностью. На время, когда оборудование не используется, в полу остаются только вмонтированные рельсы, которые не только не мешают работе мастерской, но и могут быть полезны. Единственное неудобство в работе с напольным стапелем – сложности с произведением необходимых замеров кузова автомобиля.
Рамный стапель имеет конструкцию более сложную, чем напольный, и занимает больше места. Идеально подходит для рихтовки небольших вмятин и незначительных деформаций.
На рамном оборудовании легко фиксируется автомобиль. В процессе рихтовки кузов тянут в разные стороны, тем самым выравнивая вмятины и придавая нужную форму кузову. При использовании такого механизма с автоподъемником можно сэкономить дополнительное свободное место в мастерской, станции технического обслуживания или гараже.
Важно помнить, что отрихтовать малозначительные деформации кузова можно и используя самодельный стапель. Но ни одно оборудование, собранное самостоятельно из подручных материалов, не сможет заменить профессиональное и не даст ожидаемого результата. Более того, есть вероятность, что при попытках использования самопального стапеля вы повредите кузов еще больше. Чтобы не платить дважды, имеет смысл сразу же обратиться к мастерам и не пытаться устранить вмятину своими руками. Даже профессионалу легче исправить первоначальную деформацию, чем усугубленную самостоятельным ремонтом.
Платформенный стапель – самый дорогостоящий среди аналогичного оборудования. Этому есть объяснение – с использованием платформенного механизма можно исправить деформации любой сложности на любом, даже самом большом, тяжелом и конструктивно сложном автомобиле, в том числе и рамном внедорожнике.
В комплект платформенного стапеля входят рельсы и въездной мост. На этот мост загоняется автомобиль, и он же служит платформой для крепления транспортного средства. На платформе предусмотрено место для установки всевозможного оборудования, измерительных приборов и инструментов. Наличие таких специально оборудованных точек значительно упрощает и ускоряет работу мастера, что не может не сказываться на качестве конечного результата.
Для перемещения транспортных средств, которые не могут сами въехать на платформу, последняя оснащена лебедками и передвижным блоком. Благодаря опорным стойкам, которые оснащены гидравлическим механизмом, рассчитанным на повышенные нагрузки, срок службы стапеля этого вида намного больше, чем остальных. Опорные башни перемещаются по кругу, что обеспечивает доступ к любому месту кузова для легкости проведения рихтовочных работ.
Особенностью платформенного оборудования для выравнивания геометрических форм автомобиля является наличие телескопической шкалы, благодаря которой измерения, проводимые во время работ, дают максимально точные данные. Поскольку от точности полученных исходных данных зависят расчеты и погрешность, эта шкала имеет решающее значение при выборе вида стапеля для мастерской, которая занимается исправлением деформаций кузова.
Иногда в комплекте к стапелю идет дополнительное оборудование, призванное облегчить и упростить работу мастера. Без дополнительных установок платформенный стапель занимает достаточно много места и может устанавливаться в очень просторных автомастерских. Кроме того, устанавливается он стационарно и не может быть впоследствии перемещен в другое место.
Подкатной стапель – самое простое оборудование из всех перечисленных. Используется для незначительных и легких деформаций кузова и в тех случаях, когда просто нет возможности использовать полноценное оборудование. Но положительные стороны у этого вида стапеля все-таки есть:
Сколько бы плюсов не было у подкатного стапеля, есть один огромный минус – его невозможно использовать для объемных и серьезных работ. Ни один перекос кузова не будет отрихтован с помощью этого типа оборудования. Он идеально подходит для небольших автомастерских, которым приходится нечасто исправлять минимальные деформации. Для крупных СТО, рихтовка кузова для которых является основным видом деятельности, подкатной стапель не подойдет.
Важно помнить, что при работе с такой техникой нужно обратить внимание на “губы” на захватах. Они должны иметь рельеф с обеих сторон для обеспечения цепкости. В случае отсутствия такого рифления машина просто выскользнет из креплений.
Важными преимуществами подкатного устройства для выравнивания геометрии кузова являются его универсальность, легкость использования и компактность. Таким образом, покупка подкатного стапеля может стать неплохим вложением денег для небольших мастерских.
Люопытно, что уже более 150 лет производители экспериментируют с формами кузова для легковых автомобилей. Самым странным и запоминающимся за все эти годы стал яйцеподобный Hoffman.
Правильной считается геометрия, при которой кузов сохранил свои заводские параметры, и нет ни одного расхождения с нормативными стандартами производителя у уже эксплуатируемой машины. Для измерения правильности геометрии очень важны такие параметры:
По мере использования машины эти параметры могут изменяться, но происходит это слишком медленно и не особо влияет на ход автомобиля. Чуть сильнее геометрия меняется, если резко наехать колесом на бордюр, ткнуться бампером в забор или не очень аккуратно ездить по неремонтированным дорогам. Радикально измениться они могут при сильном резком повреждении автомобиля, например, при ДТП.
Какими бы причинами не было обусловлено изменение геометрии кузова, рихтовать все равно нужно. Если закрыть глаза на несимметричность каркаса машины, можно получить ряд неприятных сюрпризов. Например, может быстрее стираться резина на одной из шин, появиться расстояние между дверьми и стойкой, в сложных случаях может быть утрачено управление автомобилем на ходу.
Во избежание всех этих неприятностей нужно проверять правильность геометрии кузова. Рекомендовано проводить измерение каркаса и опорных точек автомобиля при покупке машин, бывших в эксплуатации. Своя, проверенная временем машина тоже может нуждаться в проверке, поскольку даже незаметные изменения в геометрии нужно устранять.
Зная практически все о геометрии кузова и стапелях для ее рихтовки, можно определяться с выбором конкретного оборудования для выравнивания деформаций. Главное, что нужно учитывать – при каких условиях, как часто и для каких автомобилей будет использоваться стапель.